Апостольские правила
82. Не позволяем в клир производить рабов, без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит разстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господа соизволят, и освободят, и из дому отпустят: да будет произведен. Зонара. Верные должны избегать того, что производит
в ком нибудь соблазн. Но принимать в клир чужого раба без воли господина,
значит, производить соблазн и огорчение. Посему правило и запрещает
это, ибо, таким образом, расстроиваются целые домы. Если, например,
раб был правителем дома господина своего, или начальником мастерской
господина, или если ему вверены были деньги для торговли;- рукоположение
его, поэтому будет причиною огорчения для господина его. Но если раб
будет признан достойным степени священства, то епископ должен сообщить
о сем господину его, и если и он соизволит, тогда может быть рукоположен.
Ибо великий Павел Онисима, раба Филимонова, которого он посчитал благопотребным
на служение себе, не решился удержать без согласия господина, но отослал
его к Филимону. А гражданский закон говорит, что для освобождения раба
с тем, чтобы причислить его к клиру довольно, если знает о сем господин
его, и не противоречит. Вальсамон. О рабах, приемлемых в клир, читай и 36-ю главу 1-го титула настоящего собрания. Здесь правило, не желая, чтобы мы причиняли соблазн братьям нашим, не дозволяет производить в клир чужого раба, хотя бы он был разумнейший и достойный, если при этом не согласится господин и не даст ему прежде свободу. Для примера написано и бывшее с Онисимом; ибо написано, что сего Онисима, раба Филимонова, великий Павел возвратил к Филимону, хотя он и казался ему полезнейшим для служения, сказав, что без соизволения Филимона несправедливо ему служить проповеданию веры. Таким образом, ни свобода, ни священство, ни другое что не исторгают раба из – под власти господина, если он о сем не знал. Постановление закона, которым определяется, что по освобождении нет возвращения в прежнее состояние, относится не к этим, а к рабу, освобожденному по воле не полного господина. Славянская кормчая. Правило 82 (Никон. 5). Раб в причет не приятен, кроме воли господии своих. Достойный же иже освобожден быв, да будет причетник. Толкование. Приводити рабы в причет кроме воли господии своих не повелеваем, на оскорбление стяжавшим их, ибо на развращение домов таковое дело сотворяется. Аще же где и достоин явится раб, на поставление священнического чина и степени, якоже и наш Онисим явися, и простят его господие его, и свободят и от дому отпустят его, таковый да будет причетник.
|