Апостольские правила
27. Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал. Зонара. Господь и Бог наш, преподавая
своим ученикам заповеди, сказал: яже вам глаголю, всем глаголю (Марк.
13, 37). Между божественными заповедями Его есть и такия, которыя повелевают:
ударившему в правую щеку подставить и левую, и: тому, кто отнимает верхнюю
одежду отдавать и рубашку (Мф. 5, 39, 40). Если же это заповедано всем,
то гораздо более должны соблюдать это священные лица, дабы быть примером
для других. Аристен. Священник, бивший вернаго или невернаго, извергается. Священник, который бьет вернаго или невернаго, согрешившего против него, и через страх, внушаемый таким образом, хочет достигнуть, чтобы другие не совершали по отношению к нему подобных проступков, поелику делает противное закону, который повелевает подставлять и другую щеку, если кто ударит в одну, - подлежит извержению, потому что наносит удар по причине надменности и необузданного гнева. Но не подлежит извержению тот, кто благоразумно наказывает бичем погрешающего против священных предметов, как и Господь бичем, сделанным из вервия, изгнал торгующих из храма подзаконного. Для этого избираются церковные номофилаксы и экдики, как лица, издревле отцами назначенные карать подобные преступления. Вальсамон. Служители алтаря не должны быть побеждаемы гневом и бить согрешивших против них, то есть верных или и неверных, и таким образом как бы отмщать за себя и устрашать прочих. Те, которые делают что нибудь такое вопреки учению Господа, коим определяется: ударившему по правой щеке подставить и левую, извергаются. А гражданский закон определяет противное, когда говорит: позволительно отражать силу силою и оружие оружием. Конечно, сказанное в этом законе должно иметь силу по отношению к мирянам, хотя заповедь Господа, как общая, изречена для всех. Впрочем, умеренно наказывать своих учеников и тех, которые согрешают и после вразумления не исправляются, посвященным дозволено; потому что и Господь ударами бича изгнал из храма торгующих, которые таким образом грешили против божественного. Прочти еще 9-е правило собора, бывшаго в храме св. Апостолов и называемого перво – втораго. Славянская кормчая. Святитель вернаго,
или невернаго бив, да извержется (Никон. 15).
|