agioskanon.starove.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Поместные соборы

Правила святых отцов

Каноническое послание святаго Дионисия Александрийскаго 260 г.

Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г.

Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г.

Послание святаго Афанасия Великаго к Аммуну монаху 326-371 гг.

Послание святаго Афанасия Великаго к Руфиниану.

Святаго Афанасия Великаго из 39 послания о праздниках.

Святаго Василия Великаго первое послание к Амфилохию Иконийскому

Святаго Василия Великаго послание второе.

Святаго Василия Великаго послание третье.

Святаго Василия Великаго из другаго послания к Амфилохию Иконийскому.

Святаго Василия Великаго послание к Диодору, епископу Тарскому.

Святаго Василия Великаго послание к Григорию пресвитеру.

Святаго Василия Великаго к хорепископам послание.

89

Святаго Василия Великаго к подчиненным ему епископам.

Святаго Василия Великаго, из 27 главы книги о Святом Духе к блаженному Амфилохию.

Святаго Василия Великаго, из 29 главы книги о Святом Духе к блаженному Амфилохию.

Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372-394гг.

Стихи святаго Григория Богослова о том, как подобает читать книги Ветхаго и Новаго Завета 370-391 гг.

Стихи святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются, около 394 г.

Канонические ответы Тимофея, епископа Александрийскаго 380-385 гг.

Правила Феофила, архиепископа Александрийскаго 385-412 гг.

Правила святаго Кирилла, архиепископа Александрийскаго 412-444 гг.

Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольскаго 459 гг.

Послание Тарасия, патриарха Константинопольскаго к Адриану, папе Римскому, около 787 г.

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Святаго Василия Великаго к хорепископам послание.

89. Весьма болезную, яко правила отеческия оставлены, и всякая строгость изгнана из церквей. И боюся, чтобы дела церковныя не пришли в совершенное замешательство, когда сие равнодушие мало по малу далее идти будет своим путем. По обычаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители церкви приемлемы были по испытании со всякою строгостию, и все поведение их прилежно изследываемо было: не злоречивы ли они, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою, да возмогут совершати святыню, без коея никто не узрит Господа (Евр.12,14). И сие испытывали пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хорепископам, а сии приняв отзыв от свидетельствующих по истине и представив епископу, таким образом причисляли служителя к священному чину. А ныне вы, во первых нас отвергши, и не восхотев даже извещати нас, всю власть заключили в самих себе. Потом, вознерадев о сем деле, пресвитерам и диаконам позволил, кого восхотят, без испытания жизни их, но по пристрастию происходящему или от родства, или от инаго некоего содружества, недостойных вводити в церковь. От сего много служителей церкви числится в каждом селе, но нет никого достойнаго служению алтарю, как вы сами свидетельствуете, не находя людей при избраниях. Поелику дело сие пришло наконец в состояние неисцелимое, особенно ныне, когда многие из страха быти взятыми в воины, определяются в служение церкви: то я по необходимости обратился к возобновлению отеческих правил и пишу к вам, чтобы вы прислали мне список церковных служителей каждаго села, с показанием, кем кто определен, и каково житие его. Имейте же и вы у себя таковый же список, дабы можно было с находящимися у меня записями сличати ваши, и дабы никому не было возможно вписывати самаго себя, когда восхощет. Таким образом, аще которые приняты пресвитерами, после перваго лета индиктиона, да извергнутся в число мирян. Да произведется же вами вновь испытание их, и аще суть достойны, да приимутся по вашему решению: очистите церковь, удаляя от ея служения недостойных. И впредь достойных испытуйте и принимайте, но не числите в клире, прежде нежели представите мне. Иначе же ведайте, яко принятый в церковное служение без моего разрешения, будет мирянином.

Зонара. Василий Великий обвиняет подчиненных ему хорепископов в том, что они сами по себе поставляют служителей и нарушают обычай, который он называет утвердившимся – чтобы хорепископы поставляли их с согласия епископа; поэтому и требует, чтобы на будущее время восстановлены были правила, именно после первого «раздела» (разделом называет индикт), и чтобы они испытывали достойных и принимали, но не поставляли бы их в клир, если только не представят об них ему. А тех, которые поставлены не таким образом, угрожает извергнуть в состояние мирян. Действовал ли такой обычай в то время, не знаю; правила же такого в соборах, бывших ранее его, не находится; а скорее 10-е правило Антиохийского собора, который был ранее сего святаго, предоставляет хорепископам право поставлять иподиаконов, которые также называются служителями, и чтецов, и заклинателей; а пресвитеров и диаконов определяет хорепископам не рукополагать, разве только с разрешения епископа, которому они подчинены. А 14-е правило Неокесарийского собора говорит, что хорепископы представляют образ семидесяти Апостолов.

Синопсис. Очистите церковь, изгнав недостойных ея, и впредь, испытывая, достойных принимайте, но не причисляйте никого, прежде нежели представите нам; или знайте, что будет мирянином каждый, кого рассудите поставить без нашего разрешения.

Вальсамон. Кто были хорепископы и какие имели права, сказано в 14-м правиле Неокесарийского собора и в 10-м Антиохийского; поэтому я нахожу излишним опять говорить здесь о том же самом, и тем более, что то, что содержится в настоящем послании относительно хорепископов, совершенно потеряло силу, так как все клирики поставляются епископами после испытания, произведенного только ими самими.

Славянская кормчая. Правило 88, от послания святаго   Василия к сельским   епископам. Очистите церкви, недостойныя отгнавше   от них, и на прочее, достойныя   убо с истязанием приемлите. Не вчитайте   же в причет ни единого, прежде   даже к нам не приведете, аще весте   яко мирский человек будет, иже без нашего   повеления в службу причестися,   от вас избран быв.