Второй Вселенский Собор - Константинопольский
7. Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Паватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоеденены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их. Зонара. Настоящее правило учит, как должно принимать приходящих от ересей
к правой вере. Одних из таковых предписывает не перекрещивать, но требовать
от них записи, то есть письменные свидетельства, в которых анафематствуются
их мнения, осуждается их зловерие и изрекается анафема на всякую ересь.
К таковым принадлежат: ариане, и македониане, и наватиане, называющие
себя Чистыми, которых ереси мы определили прежде; - и савватиане, главою
коих был некто Савватий, который и сам был пресвитер в ереси Навата,
но имел нечто и более его, и учителя ереси превзошел в злобе, и праздновал
вместе с иудеями; - и четыренадесятидневники, которые празднуют Пасху
не в воскресный день, но когда луна будет четыренадесятидневною, в какой
– бы день ни случилось ей сделаться полною; а празднуют тогда в посте
и бдении; - и аполлинаристы. Эти еретики не перекрещиваются, потому что
касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестятся
одинаково с православными. Итак, каждый из них, анафематствуя свою ересь
в особенности и всякую ересь вообще, помазуется святым миром, и исполняет
прочее по правилу. Перекрещению подлежат. А евномиане и савеллиане, ереси
которых нами уже объяснены, и монтанисты, которые получили название от
некоего Монтана, и назывались и фригийцами или потому, что начальник
их ереси был фригиец, или потому, что эта ересь первоначально появилась
из Фригии, и там было много в нее совращенных. Этот Монтан называл себя
утешителем, а двух женщин сопровождавших его, Прискиллу и Максимиллу
называл пророчицами. Монтанисты назывались и пепузианами, потому что
считали божественным местом Пепузу, селение во Фригии, и именовали ее
Иерусалимом. Они приказывали расторгать браки, учили воздерживаться от
пищи, извращали Пасху, Святую Троицу соединяли и сливали в одно лице,
- и кровь прободенного младенца смешав с мукою и сделав из этого хлеб
– приносили и от него причащались. Итак, сих и всех прочих еретиков священные
отцы постановили крестить: ибо они или не получили божественного крещения,
или, получив неправильно, получили его не по уставу православной церкви;
почему святые отцы и почитают их как бы из начала некрещеными. Ибо это
означает выражение: « приемлем их якоже язычников». Потом правило исчисляет
действия, совершаемые над ними, и что они прежде оглашаются и научаются
нашим божественным таинствам, потом крестятся. Аристен. Правило 7. Четыренадесятидневники или тетрадиты, арианин, наватианин,
македонианин, савватианин и аполлинарианин должны быть принимаемы с записями,
по помазании миром всех органов чувств. Вальсамон. Это правило еретиков, приходящих к церкви, разделяет на два
разряда: - и одних повелевает помазывать миром с тем, чтобы они прежде
анафематствовали всякую ересь и обещали веровать, как мыслит святая Божия
церковь; а других определяет правильно крестить. И к первым, которые
должны быть только миром помазуемы, правило причислило ариан, македониан,
аполлинаристов и наватиан, именуемых и Чистыми, которых ереси мы объяснили
в первом правиле настоящего Второго собора. Наватиане назывались и савватианами
от некоего пресвитера Савватия, субботствовавшего по обычаю иудеев; они
же называются и левыми, потому что гнушаются левою рукою и не позволяют
себе принять что нибудь этою рукою. Четыренадесятидневниками или тетрадитами
называются те, которые Пасху совершают не в воскресный день, а когда
луна бывает четыренадесятидневною, в какой – бы день это ни случилось,
что свойственно иудейской религии. Они же называются и тетрадитами, потому
что, празднуя Пасху, они не разрешают поста, но постятся, как мы по средам;
и это делают по обычаю иудеев. Ибо сии, по совершении Пасхи, целые семь
дней постятся, употребляя в пищу горькие травы и опресноки, по предписанию
ветхого закона. А подлежащие перекрещиванию, по правилу, суть евномиане,
крещаемые в одно погружение, и монтанисты, так названные от некоего Монтана,
который себя наименовал утешителем и чрез двух злых женщин, Прискиллу
и Максимиллу, изрекал ложные пророчества. К ним причисляются и савеллиане,
так названные от некоего Савеллия, который, между некоторыми другими
нелепостями, говорил и то, что один и тот же есть Отец, один и тот же
Сын, один и тот же Дух Святый, так что в одной ипостаси три наименования,
как в человеке тело, душа и дух, или в солнце три действия: шарообразность,
свет и теплота. Называются монтанисты и фригийцами или от какого нибудь
ересиначальника фригийца, или от того, что эта ересь первоначально явилась
из Фригии. Сверх того они называются и пепузианами от селения Пепузы,
чтимого ими, как Иерусалим. Они расторгают браки, как гнусные, постятся
странным постом, Пасху извращают; соединяют и сливают в одно лице Святую
Троицу, и, смешивая с мукою кровь прободенного младенца и приготовив
из этого хлеб, - делают из него приношение. И это – так. А если какой
православный сделается монтанистом или савеллианином и примет крещение
еретиков или не примет, должно – ли такового помазывать миром или вновь
крестить, как и прочих монтанистов? Ищи об этом 19-е правило 1-го собора
и 47-е правило Святых Апостолов. А из настоящего правила заметь, что
все, крестящиеся в одно погружение, вновь крестятся. Славянская кормчая. Правило 7. Четыренадесятницы, иже и средницы глаголются,
и ариане, и наватиане, и македониане, и саватиане, и аполлинарите, писание
вдавше, приятни, помазующе токмо вся чувства. Толкование. И тии еретицы суть, единем погружением крещаются, а не треми, якоже православнии: сии же аще приступят к соборней церкви, якоже погании прияти будут, и прежде крещения, время довольно поучаются, и божественных писании да послушают, и потом совершенно крещаемы бывают, и помазуеми; сице же приемлем я, якоже еллины. В первый убо день сотворяем я христианы. Во вторый же творим я оглашены, да поучаются вере. В третии же день заклинание творим, и дуновение трищи на лице, у уши. И тако поучаем их, и повелеваем время довольно сотворити им в церкви, и послушати божественных писании, и тогда я крещаем. Но прежде сего всего да проклянут свою ересь с писанием, и иныя вся якоже и прежде именовании еретицы.
|