Второй Вселенский Собор - Константинопольский
6. Поелику многие, желая привести в замешательство, и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих Церквами православных епископов некия вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачить добрую главу священников, и произвести смятение в мирном народе; того ради святый Собор стекшихся в Константинополе епископов заблагорассудил: не без изследования допускать обвинителей, не позволять всякому приносить обвинения на правителей Церкви, но и не всем возбранять. Но Если кто принесет на епископа некую собственную, то есть, частную жалобу, как-то, в притязании им имения, или в иной какой либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не принимать в рассуждение, ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает всячески и совести епископа быть свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какой бы веры он ни был. Если же возводимая на епископа вина будет церковная: тогда подобает разсмотреть лице обвинителя. И во-первых не позволять еретикам приносить обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделилсь, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов. Еще же, Если которые из принадлежащих к Церкви, за некия вины, прежде были осуждены и извержены, или отлучены из клира, или из разряда мирян: и сим да не будет позволено обвинять епископа, доколе не очистят себя от обвинения, которому сами подпали. Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглись доносу, доносы на епископа, или на других из клира могут приемлемы быть не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений. Если же некоторые, не будут ни еретики, ни отлученные от общения Церковнаго, ни осужденные, или предварительно обвиненные в каких либо преступлениях, скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый Собор повелевает, во-первых представить свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждать доводами свои доносы на епископа подвергшагося ответу. Если же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановить порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему Собору епископов великия области, по сей причине созываемых; но не прежде могут они настоять на своем обвинении, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, Если бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемаго епископа. Но Если кто, презрев, по предварительному дознанию, постановленное решение, дерзнет, или слух царский утруждать, или суды мирских начальников, или вселенский Собор безпокоить, к оскорблению чести всех епископов области: таковый отнюдь да не будет приемлем со своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам, и нарушивший Церковное благочиние. Зонара. Здесь божественные Отцы постановляют кого должно принимать в
обвинители епископа или клириков, и кто не должен быть принимаем, и говорят,
что, если кто представляет против епископа частное дело, обвиняя его,
например, в несправедливости, то есть, в отнятии недвижимого, или движимого
имущества, или в обиде, или в чем либо таковом; то должен быть принят
обвиняющий – кто бы он ни был, хотя бы был неверный, или еретик, или
отлученный, или даже совершенно отсеченный от кафолической церкви. Ибо
все объявляющие себя обиженными, какого бы они вероисповедания или состояния
ни были, должны быть допускаемы и должны получать правосудие. О частном
деле отцы сказали в отличие от дел о преступлениях, или дел публичных.
Частными называются дела о денежном убытке; а делами о преступлениях
(уголовными) те, которые причиняют ущерб правам состояния обвиняемого;
почему святые отцы и прибавили: аще же возводимая на епископа вина будет
церковная, то есть такая, например, которая подвергает его лишению священства,
как-то: святотатство, или рукоположение за деньги, или совершение какого
либо архиерейского действия в чужой области без ведома тамошнего епископа
и тому подобное; в таком случае должно произвести тщательное исследование
о лице обвинителя, и, если он еретик, не принимать. Еретиками называет
всех мыслящих не согласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы
недавно они были отлучены от церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей
они держались. И не только погрешающих относительно здравой веры правило
не допускает до обвинения епископа в преступлении, но и отделившихся
от своих епископов и собирающих собрания против них, хотя они и казались
православными. Раскольники, по правилу Василия Великого, суть те, которые
разделились в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах допускающих
уврачевание. Подобным образом правило не допускает и тех, которые за
некие вины извержены из церкви, ил лишены общения. Под изверженными должно
разуметь совершенно отсеченных от церкви; а отлученных на время божественные
Отцы обозначили словом: отлученные, хотя бы таковые были клирики, хотя
бы миряне: и таковые не могут быть допускаемы к обвинению епископов или
клириков, доколе не устранят обвинение против самих себя и не поставят
себя вне обвинения. Правило повелевает не допускать до обвинения епископов,
или клириков и такие лица, которые сами состоят под каким либо обвинением,
касающимся прав их состояния, если они не докажут своей невинности во
возведенных на них преступлениях. Если же обвиняющим не препятствует
ни одна из сказанных причин, но они оказываются со всех сторон безукоризненными;
тогда, если обвиняемый – епископ, епископы той епархии, собравшись должны
выслушать обвинение, и, или решить дело, или, если не могут решить, должны
обратиться к большему собору, а большим собором правило называет епископов
целой области. Под епархиею, например, должно разуметь Адрианополь, или
Филиппополь и епископов в окрестности сих городов находящихся, а под
областию – всю Фракию, или Македонию. Итак, когда епископы епархии не
будут в силах исправить обвиняемых, тогда правило постановляет собираться
епископам области и разрешать обвинения против епископа. Если же обвиняемый
будет клирик, обвиняющий должен представить обвинение епископу, которому
он подчинен, и если у него не решится дело, то в дальнейшем должно поступить,
как сказано выше. При сем священные отцы, следуя гражданскому закону,
определили, чтобы начинающий дело не прежде представлял обвинение, как
– когда обвинитель письменно удостоверит, что он, в случае - если не
докажет обвинения, сам подлежит тому же самому наказанию, которое потерпел
бы обвиняемый, если бы обвинение против него было доказано. Определив
это, божественные отцы присовокупили, что тот, кто не будет соблюдать
этого соборного правила, но – или обратится к императору, или к мирским
начальникам, или ко вселенскому собору, не должен был допускаем до обвинения
вовсе, как оказавший бесчестие епископам области, нанесший оскорбление
правилам и нарушивший благочиние церкви. Аристен. И зловерный в денежном деле может обвинять епископа. Но если
обвинение будет церковное, он не может его предъявить. Не может предъявить
обвинения и никто другой, если прежде того сам подпал осуждению: не может
предъявить обвинения и лишенный общения, отверженный, обвиняемый в чем-либо,
доколе не очистят себя. Обвинять может православный, находящийся в общении,
не осужденный и не состоящий под обвинением. Обвинение должно быть представлено
епархиальным епископам; а если они не в состоянии разрешить, обвинители
должны обратиться к большему собору, и могут быть выслушаны только тогда,
когда дадут письменное обязательство подвергнутся тому же наказанию,
которому должен подвергнуться обвиняемый. Кто без соблюдения сего обращается
к императору и утруждает его, тот подлежит отлучению. Вальсамон. Заметь настоящее правило для возбуждающих судебные дела о
преступлениях (уголовные) против епископов и прочих священнослужителей.
Прочти и 129-е (143 – 145) правило карфагенского собора и законы, помещенные
в толковании сего правила; и узнаешь из настоящего правила и из них,
кому воспрещается возбуждать дела о преступлениях против священных лиц. Славянская кормчая. И зловерен аще преобиден, да глаголет на епископа. Аще же будет о церковном согрешении, да не глаголет. Да не глаголет же ни ин, иже прежде в пороцех познан бысть. Да не глаголет ни отверженный от общения, или оклеветываемый в ничем, дондеже отложит свое. Да глаголет же правоверный, и приобщенный, и незнаемый в пороце, и не оклеветанный, и да явит согрешение сущим во власти. Аще же не возмогут исправити, к большему собору да идет. И без писания еже рещи, се постражду, аще криво глаголя, да не услышано будет. Чрез сицевая же к церкви приходя, и молву творя, отвержен. Толкование. Подобает лица и жития истязати оклеветающих и глаголющих на епископа, или на причетника, да не будет еретик таковый, или в некотором пороце знаем, или отвержен от церкве, или от причащения, или от инех оклеветаем гресех, и еще своея вины не оправив. И еще такови будут клеветущии, неприяти их, на обвинение епископа. Аще же правоверен есть, и житием непорочен, и приобщник соборней церкви, иже церковную вину нанося на епископа, прият да будет, и да повесть согрешение его, пред всеми сущими во власти епископ. Аще же тии не возмогут исправити, наносимых согрешении на епископа, да приступит к большему собору, глаголяи клеветы на епископа, и да вдаст первому собору хартию, написав на ней, яко аще обличен буду во лжу клевеща на епископа, да постражду сию, или сию казнь, и тако составится, и уверен будет о глаголании его. Аще же не творя сице, но к цареви приходя, и молвы творя глаголя на епископа, или на судилищах мирских боляр, о сем приходит, таковый неприятен, на оклеветание епископа. Еретик же аще пообиден будет от епископа, несть возбранено ему глаголати нань, и оправитися.
|