Второй Вселенский Собор - Константинопольский
4. О Максиме цинике, и о произведенном им безчинии в Константинополе: Максим не был или не есть епископ, ни поставленные им на какую бы то ни было степень клира, и соделанное для него и соделанное им: все ничтожно. Зонара. Этот Максим был египтянин, философ циник. Циниками эти философы
назывались за их наглость, дерзость и бесстыдство. Пришедши к великому
отцу Григорию Богослову и быв оглашен, он был крещен. Потом был причислен
и к клиру, и совершенно приближен к сему святому отцу, так что и пищу
имел с ним вместе. Но, возжелав архиерейского престола в Константинополе,
он посылает деньги в Александрию, и оттуда призывает епископов, которые
должны были рукоположить его в архиерея константинопольского, при содействии
одного из самых близких к Богослову. Когда они были уже в церкви, однакоже
прежде совершения посвящения, верные об этом узнали и их прогнали. Но
и по изгнании они не успокоились, а удалившись в дом одного музыканта,
там рукоположили Максима, хотя он не извлек никакой выгоды из этого злодеяния,
ибо не мог ничего и совершить. Итак, настоящим правилом он отлучен от
церкви собравшимися на вторый собор святыми отцами, которые определили,
что он не был и не есть епископ, потому что был рукоположен незаконно,
и что и рукоположенные им не суть клирики. А напоследок, когда открылось,
что он держится аполлинариевых мнений, он был предан анафеме. О нем упоминает
и Богослов в одном из своих слов, не читаемых в церквах. Аристен. Максим циник не есть епископ, и не имеет священства всякий,
кто им поставлен в клир. Вальсамон. Содержание этого четвертого правила касается частного случая
и не требует толкования. Из истории известно, что этот Максим был египтянин,
философ циник. Циниками эти философы назывались за их наглость, дерзость
и бесстыдство. Пришедши к великому отцу Григорию Богослову и быв оглашен,
он был крещен, причислен к клиру и приближен к нему. Но возжелав патриаршего
престола в Константинополе, он употребил усилия получить рукоположение
чрез деньги, которые послал александрийским епископам. Когда эти епископы
пришли в Константинополь и покусились сделать по желанию Максима, то
верными были изгнаны из церкви. Но после сего они удалились в дом одного
музыканта и рукоположили там Максима вопреки правилам. Итак, сей святый
собор отлучил его от церкви и определил, что он и не был и не есть епископ,
потому что рукоположен был незаконно, и рукоположенные им не суть клирики
какой либо степени. Этот Максим, когда впоследствии открылось, что он
держится аполлинариевых мнений, был предан анафеме. О нем писано в жизни
святого Григория Богослова, которую сочинил ученик его Григорий; упоминает
о нем и Богослов в одном из своих слов, не читаемых в церквах. Славянская кормчая. Максим, глаголемый циник, от епископов чужд, и всяко не священ, иже от него в причет прият бысть. Толкование. Сей Максим циник сказается безрассудный, церковь Божию раздра, и многа мятежа и молвы сию исполни. Волк вместо пастыря явлься, и вся грехи прощати готов согрешающим. Единого ради еже нечествовати в повелениих, рекше преступати заповеди. Яко же глаголет великий богословец Григорий, чужд убо сий Максим от епископства да будет, и вси от него поставлении пресвитери и диакони, и прочии причетницы чужди священия.
|