Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
5. Никто из священнаго чина, который не имеет при себе живущих лиц неподозрительных, означенных в правиле, да не возьмет к себе женщины, или рабыни, сохраняя себя чрез сие от нарекания. Если же кто определенное нами преступит: да будет извержен. Сие же самое да соблюдают и скопцы, предохраняя себя от порицания. А преступающие, Если будут из клира, да будут извержены, Если же мирские, да будут отлучены. Зонара. Тоже самое определено и в третьем правиле первого Никейского собора, и должно искать, что сказано в нем. Аристен. И скопец священник не должен иметь рабыни, или иной женщины, кроме неподозрительных лиц. И настоящее правило и послание Василия Великого к Григорию пресвитеру лицам священного чина, хотя бы они были евнухи, или очень старые, возбраняют иметь сожительствующих женщин, разве только эти женщины суть лица совершенно неподозрительные, как то: матери, сестры, тетки по отцу, или по матери и некоторые другие таковые. Преступающих определенное правила повелевают извергать. А о скопцах настоящее правило прибавляет и еще, что они хотя бы были миряне, но если сожительствуют с женщинами, не принадлежащими к числу неподозрительных родственных лиц, отлучаются. Вальсамон. В третьем правиле первого никейского собора мы пространнее писали о том, о чем говорит и настоящее правило. Ищи, что написано в нем. И заметь из всего, что скопцы подвергаются отлучению, если живут вместе с чужими (то есть не родственными) женщинами. Славянская кормчая. Иерею жен в дому своем, кроме не зазорных лиц не держати. Аще и скопец пресвитер, рабы, или иныя жены да не держит, разве незазорных лиц. Толкование. Им же имати рабыни, или иныя жены у себе в дому священным, рекше пресвитером, или аще и скопци суть, или аще и зело стари, се правило возбраняет. И великого Василия, к Григорию пресвитеру послание, запрещает тому бывати, токмо аще кто имать у себе в дому жену от незазорных лиц, в них же несть боязни, ни порока: якоже се, матерь, или сестру, или тетку по отце, ил по матери; рекше, отца своего сестру, или матере, или ину некую от таковых. Преступающия же правила сия, изврещи повелевает. На скопца же больми и сие правило наводит. Яко аще бо и мирскии человецы суть, и живут в дому своем с чужими женами, иже не суть от незазорных лиц, ни сродницы им, да отлучени будут. Книга правил. Здесь указывается на 3-е правило первого Вселенского Собора.
|