Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
23. Никто их епископов, или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства. Зонара. Это правило возбраняет тем, которые преподают людям божественныя и страшныя таинства, требовать от приемлющих денег, или чего-нибудь другого; ибо, говорит, благодать не продается, и освящение не за деньги преподается, но даром разделяется достойным. А кто требует от приемлющих чего-нибудь, хотя бы самого малого, тот должен быть извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства; ибо он искал, чтобы продана была ему за деньги благодать Духа. Аристен. Раздающий пречистое причастие и требующий денег или другого чего-нибудь, да будет извержен. Ясно. Вальсамон. Остановившись, довольно времени тому назад, в одном селении, по имени Калотихе, лежащем в херсонесском округе, на святый великий день Пасхи Христова Воскресения, я увидел, что сельские женщины и мужчины после утренней божественной службы стекались в храм соборной церкви с птичьими яйцами, положенными на квасном хлебе, с вялеными мясами и с другими некоторыми веществами годными для пищи, или употребляемые и для другого чего, - и спросил, для чего это делается? Мне ответствовано было, что каждый приветствует священника, преподающего народу божественное освящение, чем может; ибо иначе никому нельзя явиться к священнику и принять святыню. И тогда я выразил порицание этому обычаю. А, ныне нашедши настоящее правило, я возблагодарил его за то, что оно запрещает требовать себе денег, или чего-нибудь другого от приемлющих святыню, потому, говорит, что освящение не продается и не раздается за деньги; но даром раздаются святые дары достойным. Поэтому-то, как кажется, таинства в простонародии и называются святыми дарами. Того, кто поступает вопреки сему, правило определяет извергать, как ревнителя Симоновой злобы и заблуждения. Славянская кормчая. Причащающему люди ничто же взимати. Иже пречистым тайнам, рекше пресвятому телу, и пречистей крови Господа нашего Исуса Христа, приобщает люди, и аще воспросит медницы, или иного нечего от причащающегося, да извержется. Се разумно.
|