agioskanon.starove.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Первый-Никейский

Второй-Константинопольский

Третий-Эфесский

Четвертый-Халкидонский

Пятый-Константинопольский

Шестой-Константинопольский

Седьмой-Никейский

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Седьмой Вселенский Собор - Никейский

все правила
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22

 

9. Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами. Если же обрящется кто таковые сокрывающий: то епископ, или пресвитер, или диакон, да будет извержен из своего чина, а мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго.

 Зонара. Те, которые неистовствовали против святых икон и называли их идолами, написали и сочинения, подкреплявшие их мнение, которые сей святый собор наименовал детскими баснями, то есть детскими забавами и неистовыми глумлениями. Вакханки – это был хор неистовых женщин, следовавших за Дионисом; а Дионис считался у еллинов богом, наблюдающим за пьянством и сам упивающийся и сумасшедший. Итак, как вакханки, когда были одержимы бешенством, ничего не делали здравомысленно, но производили неистовые движения; так, по словам отцев сего собора, и составившие эти сочинения подвиглись к написанию их под влиянием неистовства и неразумия, а не в здравом состоянии ума. Итак, собор определяет, чтобы никто не скрывал этих сочинений, но чтобы имеющие отдавали их для сохранения вместе с другими еретическими книгами; а скрывающие их епископы или другие посвященные лица чтобы были извергаемы; миряне же и монахи отлучаемы.

 Аристен. Если кто либо окажется скрывающим книгу, составленную против честных икон, то, если таковый из священного списка, да извержется; а мирянин, или монах да будет отлучен. Ясно.

 Вальсамон. Когда ересь клеветников на христианство, то есть иконосжигателей особенно усилилась, приверженцы ея распространяли свои хулы против святых икон посредством сочинений. Итак, отцы говорят, что сии сочинения должны быть выданы, дабы поместить оныя в епископии Константинополя, где лежат и прочие книги еретиков; скрывающих же оныя, если это будут лица посвященные, извергать, а мирян, или монахов отлучать. Хорошо отцы наименовали такие сочинения детскими баснями, то есть младенческими забавами и неистовыми глумлениями, то есть пустословием неистовых вакханок, потому что они также легко рассыпаются и сокрушаются, как игрушки детей, и достойны смеха, как дела неистовых и пьяных; ибо вакханки составляли хор неистовых, и ходили в след за надзирателем пьянства, лжеименным богом Дионисом. А законы определяют книги еретиков сожигать. – Ищи 3-ю главу 12-го титула настоящего собрания и найдешь помещенные в ней различныя главы, которые предписывают это самое. Но иной может сказать: по какой причине правило определяет книги клеветников на христианство складывать в епископии, а законы повелевают сожигать оныя? Решение. Одно и тоже сожигать нечестивыя сочинения еретиков и складывать оныя в епископии константинопольской; ибо ни сожженныя не могут попадаться для чтения, ни сложенные в этом недоступном месте никем не будут видимы. Итак, кто сжег оныя, а не сложил в епископии, тот не подвергнется действию правила, так как поступил не против него. А епископия константинопольская – это патриархия. Поелику же великий патриарший престол имеет различныя отдельныя управления, - подведомыя ему, и в частности управлению хартофилакса предоставлены епископские права, и хартофилакс известного времени совершает, по праву святейшего патриарха того времени, все принадлежащее ему, как епископу; ибо он отлучает, исправляет духовныя падения, позволяет рукополагать диаконов и священников; делает расписания священнослужений и нечто иное таковое: то хартофилакию хорошо можно называть епископиею.

 Славянская кормчая. Книг еретических не держати. Аще которыи епископ, или пресвитер, или диакон, и всяк от священнического чина, аще обрящется крыя еретическия книги, иже списаныя на святыя иконы: священницы убо да извергнутся: Аще же мирстии человецы, или мниси се творят, да отлучатся. И се разумно.