agioskanon.starove.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Первый-Никейский

Второй-Константинопольский

Третий-Эфесский

Четвертый-Халкидонский

Пятый-Константинопольский

Шестой-Константинопольский

Седьмой-Никейский

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Седьмой Вселенский Собор - Никейский

все правила
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22

 

17. Некоторое из монахов, желая начальствовать, а послушания отметаясь, оставив свои монастыри, предприемлют создавать молитвенные дома, не имея потребнаго к совершению оных. Если убо кто дерзнет сие творить, да будет ему возбранено от местнаго епископа. Если же имеет потребное к довершению: то преднамеренное им да приведется к концу. Сие же самое соблюдать и для мирян и для клириков.

 Зонара. Это правило запрещает монахам созидать монастыри, называя это делом любоначалия и неповиновения. Ибо, говорит, они предпринимают созидание, отметаяся, то есть, отрекаясь от послушания; и не имея средств довершить их, оставляют неоконченными. Правило определяет, чтобы епископы запрещали это. А если имеет достаточное состояние, чтобы вполне довершить дело, какое замыслил, пусть будет. Тоже самое определяется соблюдать и по отношению к клирикам и мирянам.

 Аристен. Желающий создать монастырь, если имеет потребное к довершению, пусть начинает дело и пусть приводит его к окончанию; а если нет, должен быть удержан местным епископом. Это имеет силу и по отношению к мирянам и к монахам.

 Вальсамон. И опять святые отцы, ни под каким видом не терпя, чтобы страсть славолюбия обнаружилась в людях, живущих по Богу, определили, чтобы монахам, оставляющим свои монастыри по славолюбию, или неповиновению и предпринимающим созидать молитвенные домы, без достаточных средств к довершению их возбранял сие местный епископ, точно также как он же разрешал бы имеющим достаточные средства. Тоже самое должно быть и в отношении к мирянам и клирикам. А ты, если хочешь узнать подробнее, как и кем созидаются монастыри, ищи 1-ю главу 1-го титула 4-й книги Василик, которая есть часть 123-й Юстиниановой новеллы, и всю 1-ю главу 11-го титула настоящего собрания, и что в ней содержится; также и 1-е правило святого и великого перво-второго собора, бывшего во храме святых Апостолов, и узнаешь все, относящееся к созиданию монастырей. Сказанное святыми отцами в начале правила, как не относящееся к мирянам и клирикам, прилагай к одним монахам. А запрещение созидать монастыри не имеющим достаточных на то средств, распространяй на всех, то есть на мирян, клириков, епископов, монахов и прочих. – Иной может спросить: а как велики средства потребуются от желающего создать монастырь? Может быть какое-нибудь большое количество талантов золота, или известное количество серебряных монет? Решение. Ни того, ни другого; ибо с одной стороны никто не принуждается делать значительное и великое приношение Богу; а с другой не будет удовлетворен никто, если принесет небольшую золотую монету, недостаточную на устроение предположенного. Но поелику монастырь составляется по самой меньшей мере из трех монахов, то желающий создать монастырь должен быть обязан принести, если не больше, то по крайней мере столько, сколько достаточно для устроения храма и для содержания его и трех монахов. Ибо 14-я новелла императора господина Льва философа говорит, после предисловия, следующее: «итак мы утверждаем, что, поелику божественные уста изрекли: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20); то дело, принимающее название монастыря, должно иметь достаточные средства по меньшей мере для троих, когда то есть находится в изобилии и прочая священная утварь, потребная для священных обрядов и богослужения. Итак имеющему невозбранное намерение освятить монастырь, должно будет сделать пожертвование по меньшей мере на таковые потребности. Но так как весьма многие, взявшись за таковое предприятие иногда оставляют свое намерение без исполнения за приключившеюся смертию восхищающею их из среды людей, то мы постановляем, что, если осталось завещание, определенное в нем должно поступить в церковь. А если будет похищен смертию прежде чем распорядится своим имуществом, каковых случаев бывает много вследствие неизвестности; то, при оставшихся после него детях числом до трех, монастырь возмет себе четвертую часть имущества; а если количество поколения будет числом более трех; то монастырь должен быть сопричислен к  детям и получить равную каждому из них часть из всего имущества, которого не касаются долги умершего. А когда скончавшийся бездетен, но оставил родителей; все доходы его делятся на две части, и одна часть должна поступить родителям, а другая монастырю. – Если же не будет иметь наследников ни восходящих, ни нисходящих, и наследство переходит к лицам, приходящимся ему по боковой линии, то эти, сколько бы ни было их, должны отделить себе третью часть, а две части должны поступить в церковь». И это для тех, которые созидают монастыри. Вопрос: а если кто пожелает создать молитвенный дом, а не монастырь, такия ли же должно требовать от него средства? Решение. Никаким образом; ибо это узаконено только о монастырях. Итак, кто намерен создать молитвенный дом, тот должен будет принести, сколько будет достаточно, по рассмотрению епископа. На этом основании в царствующем граде не иначе выдается хартофилаксом того времени ставропигия (храмозданная грамота) лицу желающему создать храм вне сего града, как если он, согласно первому правилу перво-второго собора, обяжется подпискою доставить все потребное для совершения его, как сказано, и подтвердить это в подробности в церковном кодексе. А в других областях вне константинопольской, как мне кажется, не соблюдается такой точности, но дозволяется созидать молитвенные домы всякому желающему без больших хлопот. Здесь большею частию дерзновенно предпринимают многое такое и без ведома епископа. А поелику правило упомянуло только о средствах на храм, а под именем средств разумеется все потребное для монастыря и для подвизающихся в нем, то и ты должен так понимать слово: средства.

 Славянская кормчая. Иже хощет создати монастырь, или мирский человек, или мних, аще имеет все еже на совершение его, да начнет дело, и да совершит. Аще ли не имать еже к совершению, да возбранит ему здати епископ страны тоя. Се разумно.