Зонара и Вальсамон. Святый четвертый и вселенский собор был во времена
царствования Маркиана, когда шестьсот тридцать святых отцев собрались
в Халкидоне, против Диоскора, предстоятеля славной Александрии, и Евтихия
константинопольского архимандрита, которые, хотя исповедовали Господа
нашего Исуса Христа единосущным Отцу, но богохульствовали относительно
вочеловечения Его и, избегая разделения Нестория, который вводил двух
сынов, впадали в другое противоположное зло. Ибо нечестиво учили, что
два естества божеское и человеческое по соединении слились совершенно
в единство и сделались одним естеством, так что и Божеству усвояемы были
страдания. Сверх того говорили, что и плоть Господь принял не единосущную
нам, не из действенных кровей образовавшуюся, но вымышляли, что Он воплотился
каким то неизреченным и божественным образом и выдумывали и другое. Сих
подверг извержению и анафеме сей святый собор и утвердил догмат, что
Господь наш Исус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек в
двух естествах нераздельно и неслиянно. Кроме сего он изложил и нижеследующие
правила.
Славянская кормчая. Правила Святаго Вселенского Четвертого Собора, иже
в Халкидоне. Правил, тридесять.
Святый вселенский четвертый сбор, бысть во времена
царя Маркиана, шести сот и тридесятих святых отец собравшихся в Халкидоне,
на Диоскора архиепископа, преимеитого александрийского града, и на
Евтихия архимандрита Константина града: та бо Господа нашего Исуса
Христа, единосущна убо Отцу исповедаста: о вочеловечении же его хулу
глаголаста: и бежаста Несториева разделения, два сына глаголющего,
и во ино зло от разделения впадоста: ибо двема естествома божеству
же и человечеству, по совокуплению убо смеситися, и в едино сотворитися
естество, нечестиво проповедаста: им же и к божеству страсти прилагаста:
но и плоть не единосущну нам прият Господь глаголаста, ни от девических
кровей совокупившуся: но неизреченно некако и божественне воплотитися
Ему глаголаста, и иныя многая блядословиста. Сих же святый собор,
изверже и проклят, и совершена человека Господа нашего Исуса Христа
проповедавше, во двою естеству несмесну и нераздельну. Изложиша же
и правила, яже суть написана зде.